.
Туроператор Золотой компас

Туры по России и ближнему зарубежью

 Все фото

Небольшое старинное село Абашево с населением в 400 человек расположено на территории Спасского района Пензенской области, в 170 км от Пензы и в 9 км от городка Спасск. Живописное село разделено на две неравные части речкой Патрой: восточную - большую и западную - меньшую. В дооктябрьский период на одном берегу стояла церковь, а на другом красовался помещичий дом.

Изначальные сведения о том, кто проживал на территории нынешнего села Абашева, дают археологические исследования. За окраиной села в 1958 г. производились раскопки. Экспедиция вскрыла 20 погребений мордвы-мокши (коренное население Сурско - Волжского междуречья).

Происхождение названия села точно не установлено. Возможно, что пребывание здесь в средневековый период мордовского и тюркского населения сыграло свою роль в названии села. Оно может происходить от мужского имени Апаш (Абаш, Абас). По словарям русского языка XI-XVII веков абаз – «бестолковый басурманин», «неразборчиво говорящий человек». А ещё во второй половине XV века землями, на которых располагалась и территория будущего села Абашево, владел татарский князь Адашев.

Годом основания села Абашева считается 1616 год, точнее первое письменное упоминание о селе датируется этим годом. Село было барским, владели им личности исторические: князь Голицын, Иван Пыжов (царский стольник).

Первоначально Абашево числилось деревней. В 1837 году построили церковь и деревня становиться селом. По престолу в церкви Абашево имело второе название - Никольское.

Абашево - необычное село, так как большинство его жителей - староверы. По преданиям, старая вера пришла сюда в начале XIX столетия, и связано это с некоей Маврой, вышедшей замуж за абашевского мужика. В какой-то момент она бросила его и канула в неизвестность, а когда возвратилась, то с собой принесла старые церковные книги. Старой верой прониклись наиболее уважаемые в селе крестьяне, а Мавра почиталась святой. В 1892 году была образована единоверческая община. Раскольнический характер населения отразился на жизни и деятельности сельчан. Раскол требовал соблюдения строгих правил, в частности, пользование отдельной посудой, своей постелью и т.п. Возможно, этим объясняется большое распространение гончарства среди староверов.

В начале XIX века в селе было не более 10 гончаров. Рост гончарного производства относится ко времени после отмены крепостного права. В начале XX века из 264 дворов в 200 работали гончары. Изначально местные мастера производили только посуду, а с середины XIX века стали делать оригинальные глиняные свистульки - «дудки» - получившие широкую известность как абашевская игрушка. Промысел носил семейный характер, в него вовлекались и стар, и млад.

Абашевские игрушки изображают животных и людей в забавном и даже гротескном виде. Персонажи нередко принимают причудливый, сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке, выделяются глубоко процарапанные глаза. Игрушки раскрашены яркими красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога животных, могут быть расписаны серебром или золотом.

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Традиционные образы абашевской игрушки: Барыня - символ женской чистоты, целомудрия; Всадник - жених для девушки, верность долгу; Коровка - символ плодородия; Козлик - символ упорства в достижении цели; Собачка - символ верности и дружбы; Собачка со щенком - символ материнства; Олень - символ единения с природой; Барашек «золотое руно» - символ достатка; Птичка - символ творчества; Лев - символ власти.

Прошли годы, сменилась власть, но по-прежнему абашевские дудочники лепят свои игрушки.

Золотой компас - Ваш навигатор в мире туризма!

Бронирование для агентства
* Поля обязательные для заполнения

Бронирование для туриста
* Поля обязательные для заполнения

Написать отзыв
Обратный звонок
Написать письмо